USD 65,8140
EUR 75,3241
BTC 434711,9805
LTC 3564,6
Наука / Космос / Источник: ТАСС / 11.10.2018

"Авария носителя", экипаж спасен. Что случилось с "Союзом" при запуске с Байконура

Космос, последние свежие новости сегодня: "Авария носителя", экипаж спасен. Что случилось с "Союзом" при запуске с Байконура — читайте подробности от 11.10.2018 на «Diva News». Все события, интервью и репортажи этого дня (за последний час) и текущей недели с фото и комментариями.

"Авария носителя", экипаж спасен. Что случилось с "Союзом" при запуске с Байконура

11 октября запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-ФГ" закончился аварией. После чего экипаж перешел в режим баллистического спуска и пилотируемый корабль "Союз МС-10" успешно приземлился в степи Казахстана. На борту корабля, направившегося к Международной космической станции (МКС), находились космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг. По информации NASA, члены экипажа после приземления "находятся в хорошем состоянии и вышли на связь со спасателями".

Планировалось, что 11 октября на МКС отправится очередная экспедиция 57/58 из двух человек. В ее основной экипаж входили российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Для россиянина это должен был быть второй полет, для американца – первый. За счет сокращения численности экипажа третье место в "Союзе МС-10" занимал контейнер с дополнительным грузом общим весом 62 кг. Автономный полет "Союза" должен был пройти по шестичасовой схеме – стыковка с орбитальной станцией была намечена на 17:44 мск. На орбите космонавты должны были провести 187 суток.

Как проходило аварийное спасение

Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" стартовала с первой стартовой площадки Байконура ("Гагаринский старт") в 11:40 мск. За запуском наблюдали главы Роскосмоса и NASA Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн. Однако во время полета ракеты диктор, комментирующий трансляцию запуска, сообщил, что произошла "авария носителя". Система аварийного спасения корабля (САС) сработала штатно.

По словам главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина, САС космического корабля "Союз МС-10" продемонстрировала исключительную надежность. "А вот в чем причина аварии – разберемся", – сообщил он в своем "Твиттере".

Слава богу, экипаж жив. На 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют. Отделилась капсула от ракетоносителя. Экипаж благополучно приземлился на Землю Юрий Борисов вице-премьер РФ Система аварийного спасения (САС)

Она позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.

  • В состав САС на российских кораблях "Союз" входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).
  • Двигательная установка САС установлена над головным обтекателем "Союза" на штанге ("башенка" на самой верхушке ракеты с кораблем).
  • Двигатели приводятся в готовность за 15 мин. до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки).
  • С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.
  • В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.
Продолжение

По словам Борисова, причину аварии установит аварийная комиссия. "Госкомиссия в таких ситуациях не собирается. У нас есть государственная комиссия по пилотируемым пускам, которую возглавляет руководитель Роскосмоса Рогозин Дмитрий Олегович. Им будет назначена аварийная комиссия, которая разберется в причинах аварии", – пояснил он.

Пилотируемый корабль "Союз МС-10" приземлился в степи Казахстана – в 20 км к востоку от города Жезказган. Затем экипаж вышел на связь со спасателями. Отмечалось, что космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг находились в хорошем состоянии.

"Мне из ЦУП (Центр управления полетами) уже позвонили, сказали, что все хорошо, что спасательная группа прибыла, травм нет, все обошлось", – сказала беседе с RT Светлана Овчинина, жена российского космонавта.

' ТАСС/ЦВО'

Координация поисково-спасательной операции была возложена на Росавиацию при поддержке Воздушно-космических сил и Роскосмоса. К спускаемому аппарату выдвинулись наземные формирования, четыре вертолета Ми-8 со спасателями, врачами и другими специалистами на борту. Как пояснили в Росавиации, "уже через 41 минуту первые спасатели прибыли на место посадки, это были парашютно-десантные формирования самолета Ан-12, который дежурил в этом районе". Как сообщали в пресс-службе Центрального военного округа, спасатели эвакуировали экипаж из спасательной капсулы, состояние космонавтов оценивалось как удовлетворительное.

Баллистический спуск

Отмечалось, что после аварии носителя экипаж "Союза" перешел в режим баллистического спуска. Он считается резервным вариантом посадки. При нем космонавты могут испытывать значительные перегрузки – до 8-9g. Для сравнения, при обычных штатных спусках – порядка 3-4g.

Капсула с членами основного экипажа МКС-57/58 © Пресс-служба ЦВО/ТАСС

Баллистический спуск в атмосферу отличается от управляемого тем, что при последнем автоматика постоянно ориентирует спускаемый аппарат его плоской нижней частью к земле, что обеспечивает постоянную подъемную силу за счет набегающего потока воздуха и минимальные перегрузки для экипажа в четыре единицы.

Случай аварийного спасения

Кстати, известен случай, когда в 1975 году при запуске "Союза-18-1" не запустились двигатели третьей ступени, и сработала система аварийного спасения экипажа. Тогда корабль вынужденно выполнил суборбитальный полет – аппарат спускался на Землю с высоты примерно 170 км. Впервые в истории мировой космонавтики была критическая перегрузка – 21,3g (по другим данным, 26 g). Сообщалось, что они испытали кратковременную остановку сердца, но остались живы.

Продолжение

Позже появились сообщения, что экипаж "Союза" перенес перегрузки в 6g без дополнительных проблем при аварийной посадке, поскольку выносливость к подобным перегрузкам проверяется при отборе в космонавты и в ходе предполетных тренировок.

В трансляции NASA прозвучал отрывок переговоров космонавта Сергея Прокопьева с Адреасом Могенсеном из ЦУПа NASA. "Парни приземлились, с ними все хорошо. Поисково-спасательные отряды с ними на связи. Направляются к месту приземления… Перегрузки составили до 6-7g. Судя по всему, перед началом спуска не произошло ускорения", – доложил Могенсен.

По тем данным, которые есть, перегрузка при спуске составляла 6 единиц, но это знакомая для космонавтов перегрузка, потому что она используется и при отборе в космонавты, и при тренировках космонавтов. Они натренированы, знают, как при этом себя вести, какие ощущения могут быть. Поэтому эта перегрузка хоть и была нештатной, но не доставила им каких-то дополнительных проблем Олег Орлов директор Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП)

По словам специалиста, дополнительным фактором послужило то, что экипаж был в скафандрах, что также облегчает переносить такие перегрузки. Орлов рассказал, что состояние экипажа после аварийного запуска не требует специальной госпитализации и отдельного медицинского наблюдения. "Экипаж покинул спускаемый аппарат, самочувствие оценивается как хорошее. Каких-то последствий нештатной ситуации медики не наблюдают. Состояние их не требует специальной госпитализации и отдельного наблюдения. Они вполне могут продолжать работать в штатном порядке", – сказал он, уточнив, что никаких травм у экипажа не было.

Перед вылетом на Байконур космонавты прошли обследование в Жезказгане. Роскосмос также опубликовал фотографии космонавтов: они сидят на диванах, подключены к приборам измерения давления и пульса. На одной из фотографий улыбающимся запечатлен Хейг, на другой – Овчинин.

РеакцияNASA

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заявило, что тщательно следит за ситуацией и работает с российским партнерами для получения большей информации об аварии ракеты во время запуска на Байконуре. Об этом говорится в сообщении, размещенном на официальной странице NASA в "Твиттере": "Команды агентства работает с российскими партнерами, чтобы получить больше информации о проблеме с носителем во время сегодняшнего запуска".

Экипаж МКС проинформирован об аварии ракетоносителя "Союз-ФГ" и меняет планы работы в соответствии с этими данными, сообщил диктор трансляции NASA. "Экипаж МКС проинформирован об аварии "Союза" и меняет планы работы в соответствии с этой информацией. Экипаж в составе астронавта Европейского космического агентства Александра Герста, космонавта Роскосмоса Сергея Прокопьева и астронавта NASA Серина Ауньен-Чэнселлор готовился встречать экипаж "Союза МС-10" на орбите. В связи с этой ситуацией вносятся изменения в планы работы", – отмечалось в трансляции. При этом сообщалось, что экипаж МКС располагает достаточным запасом продовольствия и воды, эта авария не повлияет на работу станции.

Члены основного экипажа МКС-57/58 космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (слева) и астронавт NASA Ник Хейг (второй справа) © Пресс-служба ЦВО/ТАСС

Глава NASA пообещал провести тщательное расследование аварии ракеты "Союз". "Безопасность экипажа является высшим приоритетом для NASA. Будет проведено тщательное расследование причин инцидента", – сказал он.

В свою очередь, вице-премьер РФ Юрий Борисов отметил, что Россия рассчитывает, что американская сторона с пониманием отнесется к инциденту с ракетой-носителем "Союз" на Байконуре. Роскосмос не будет скрывать от коллег из США причины аварии и предоставит всю необходимую информацию. Сегодня только Россия обеспечивает доставку экипажей на МКС. Вице-премьер отметил, что в космической отрасли происходит немало аварийных и трагических случаев, "это было и в истории американской космонавтики, и у нас". В подобных ситуациях анализ аварий берется под особый контроль.

Это высокотехнологичная отрасль, которая связана с риском, не зря наши космонавты получают всегда высокие награды за полет. Люди рискуют своей жизнью Юрий Борисов вице-премьер РФ

Причины аварии и страховка

По предварительным данным, авария ракеты после старта произошла из-за разрушения ее второй ступени. "После предварительного анализа телеметрии известно, что авария произошла в результате разрушения второй ступени ракеты-носителя", – сказал источник ТАСС на космодроме Байконур. По его словам, "пока специалисты не знают, что привело к разрушению ступени после 160 секунды полета".

Также в СМИ появилась информация, что причиной аварии могло стать несрабатывание пиропатрона разведения блока первой ступени от второй.

На ракетах-носителях "Союз" устанавливаются серийные двигатели РД-107А/РД-108А, произведенные на самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) – ПАО "Кузнецов". Разработчиком двигателей является НПО "Энергомаш им. Академика В.П Глушко". Однако до полного выяснения всех обстоятельств ОДК не комментирует причины аварии ракеты "Союз". "Мы не комментируем факт аварии до полной расшифровки данных телеметрии", – сказал представитель ОДК. Также от комментариев отказался разработчик двигателей второй ступени (РД-108). "Энергомаш" не комментирует аварию "Союза". Все вопросы в Роскосмос", – сообщили на предприятии.

Ракетно-космический центр "Прогресс", где собиралась ракета-носитель "Союз-ФГ", также не комментирует аварию, произошедшую после старта корабля.

Источник в ракетно-космической отрасли сообщил ТАСС, что ракета "Союз-ФГ" вряд ли была повреждена на Байконуре, на космодроме были усилены меры безопасности перед запуском корабля. "На Байконуре перед запуском "Союза МС-10" были усилены меры безопасности. Маловероятно, что ракета была повреждена на космодроме", – сказал собеседник агентства.

© Пресс-служба ЦВО/ТАСС

Также появилась информация, что Роскосмос проверит все оставшиеся на хранении ракеты "Союз-ФГ", их полеты приостановлены до выяснения причин аварии. "Роскосмос проведет проверку всех элементов оставшихся на хранении ракет-носителей "Союз ФГ", которых осталось несколько штук (больше не производятся – ТАСС)", – сказал ТАСС источник на космодроме Байконур.

Из материалов сайта госзакупок следует, что запуск корабля "Союз МС-10" был застрахован в страховой компании "Согласие" на 4,655 млрд руб. Страховая премия по договору – 143,3 млн руб.

Согласно материалам, страхуются риски при запуске ракеты-носителя, сборочно-защитного блока и пилотируемого корабля, а также при его стыковке с МКС. Страховым случаем является утрата застрахованного имущества Роскосмоса и предприятий, участвующих в подготовке и проведении запуска.

РНПК и "АльфаСтрахование" подтвердили ТАСС участие в перестраховании рисков запуска корабля "Союз МС-10". Он был застрахован в "Согласии" на 4,655 млрд руб. Большая часть рисков была перестрахована. "Да, у нас есть доля в этом риске, она составляет 800 млн руб.", – сказал ТАСС президент РНПК Николай Галушин. "Мы участвуем в перестраховочной защите, с лимитом более 100 млн руб.", – сообщил официальный представитель "АльфаСтрахования".

Подготовил Роман Азанов

В материале использованы данные "ТАСС-Досье"

Пожалуйста, поделитесь новостью с друзьями:

или оцените эту статью:
Комментарии к новости
Добавьте свой комментарий:



Выброшенный на берег США обломок оказался куском ракеты Маска
Космос / 19.10.2018
Компания SpaceX американского миллиардера Илона Маска вновь попала в заголовки американских газет — на этот раз по весьма необычному поводу. На атлантическое побережье штата Северная Каролина был выброшен огромный кусок белого металла с красными полосками, определить происхождение которого поначалу не..
Глава NASA: США хотят и дальше взаимодействовать с Россией в освоении космоса
Космос / 19.10.2018
Директор NASA Джим Брайденстайн в интервью ТАСС рассказал о своей первой поездке в Россию, встрече с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным, перспективах сотрудничества США и России в космосе. — Вы совсем недавно вернулись из поездки в Россию и на космодром Байконур (Казахстан), где у вас состоялась встреча с..
В космосе впервые создали аномальную материю
Космос / 19.10.2018
Международная группа исследователей впервые создала конденсат Бозе — Эйнштейна в космическом пространстве в условиях нулевой гравитации. Об этом сообщается в пресс-релизе на Phys.org. Конденсат Бозе — Эйнштейна представляет собой вещество, образованное бозонами — частицами, которые могут находиться в..
Установлены возможные виновники аварии «Союза»
Космос / 18.10.2018
«Роскосмос» и следственные органы определили возможных виновных в повреждении одного из датчиков ракеты-носителя «Союз-ФГ», что могло привести к аварии. Об этом в четверг, 18 октября, РИА Новости сообщил источник на космодроме Байконур. «С виной конкретных сотрудников разбираются. Виноват не только тот, кто..
Швеция заказала Falcon Heavy
Космос / 18.10.2018
Шведская компания Ovzon, предоставляющая услуги спутниковой мобильной связи, заключила со SpaceX контракт на пуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy. Старт носителя запланирован не ранее четвертого квартала 2020 года. Ракета должна вывести на геостационарную орбиту первый спутник шведской фирмы. Комментируя..
На краю Вселенной обнаружили гигантский объект
Космос / 18.10.2018
Международная группа астрономов обнаружила, что в ранней Вселенной, возраст которой достигал два миллиарда лет после Большого взрыва, существовала гигантская структура, названная Гиперионом. Она являлась предшественником сверхскопления галактик и в те времена была самым крупным объектом из известных. Об этом..
Эксперт: ошибка сборки "Союза" отражает масштабный кризис российской космической отрасли
Космос / 18.10.2018
МОСКВА, 18 октября. /ТАСС/. Версия о том, что авария "Союза" могла быть вызвана ошибкой при сборке ракеты на Байконуре, имеет право на существование. Эта ошибка, наряду с другими происшествиями в современной российской космонавтике, по мнению академика Российской академии космонавтики имени К. Э...
Эксперты назвали основную версию крушения «Союза»
Космос / 18.10.2018
Эксперты «Роскосмоса», расследующие аварию ракету-носителя «Союз-ФГ», произошедшую 11 октября, выдвинули наиболее вероятную причину произошедшего. Накануне перед началом заседания аварийной комиссии на РКЦ «Прогресс» в Самаре с участием гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина были осмотрены фрагменты..
Сближение Луны и Марса могут увидеть москвичи в вечернем небе 18 октября
Космос / 18.10.2018
МОСКВА, 18 октября. /ТАСС/. Сближение Марса и Луны могут увидеть жители и гости Москвы в вечернем небе 18 октября, сообщает сайт московского планетария. "Прекрасная Луна в фазе первой четверти будет располагаться недалеко от ярко-красного Марса, который с весны украшает небо. Марс настолько яркий, что его..
Директор NASA: отношения США и России в космосе сейчас крепче, чем когда-либо
Космос / 18.10.2018
ВАШИНГТОН, 18 октября. /ТАСС/. Директор Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA Джим Брайденстайн считает, что сотрудничество России и США в космической сфере сейчас крепче, чем когда-либо. Об этом он заявил в ходе беседы с астронавтом Ником Хейгом, запись..