USD 66,3309
EUR 75,5841
BTC 254437,2836
LTC 2231,9046
Наука / Hi-Tech / Источник: Газета.ru / 31.10.2018

130 лет назад была запатентована надувная шина

Hi-Tech, последние свежие новости сегодня: 130 лет назад была запатентована надувная шина — читайте подробности от 31.10.2018 на «Diva News». Все события, интервью и репортажи этого дня (за последний час) и текущей недели с фото и комментариями.

130 лет назад была запатентована надувная шина

130 лет назад шотландский врач-ветеринар Джон Бойд Данлоп запатентовал пневматическую шину – важнейший сегодня элемент автомобиля и многих других транспортных средств. Владея вместе с братом Джеймсом одной из крупнейших клиник для животных в Ирландии, он не ограничивал свои интересы только профессиональной деятельностью. Особенно Данлоп любил ездить на велосипеде по грунтовым дорожкам. Еще в 1818 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карслруэ запатентовал двухколесный самокат, названный им «машиной для бега». К концу XIX века созданный на его базе велосипед приобрел значительную популярность в Европе.

Данлопа очень волновал вопрос смягчения хода колес, причем не для себя: его десятилетнему сыну в качестве восстановления после тяжелой болезни прописали велосипедные прогуки, а ездить по ухабам было некомфортно – слишком отдавало в пятую точку.

Однажды ему в голову пришла идея: изобретатель разрезал на полосы медицинскую грелку, склеил из них длинную трубку и надул ее. Получилась упругая баранка.

Затем с помощью инструмента Данлоп проточил в ободе велосипедного колеса наружную канавку и, немного растянув надутую резиновую баранку, надел ее на обод. Канавка прочно держала резиновую шину. По другой версии, ветеринар использовал в качестве прообраза будущей шины обруч, сделанный из шланга для поливки сада. Впрочем, совсем не исключено, что Данлоп проверил в деле оба метода.

Замкнув шланг в кольцо, ветеринар приладил к нему клапан, пропускающий воздух внутрь камеры и не позволяющий ему выйти наружу.

Для понимания процесса пришлось разобрать трехколесный велосипед сына. Данлоп увидел, что колесо с шиной катится гораздо увереннее и дальше, чем обычное металлическое или цельнорезиновое. Следующие наблюдения давали все более поразительные результаты.

Изначально велосипедисты презрительно окрестили новые шины «пудинговыми колесами» — ирландцы и британцы привыкли к жесткому контакту с покрытием. Изобретение Данлопа, говорили они, — для неженок или женщин.

После проведения ряда экспериментов, ради которых медику пришлось на какое-то время оставить практику, Данлопу удалось усовершенствовать свою задумку. Резиновая камера крепилась на обод металлического колеса со спицами. Для надежности элементы обматывали прорезиненной парусиной. Получался бандаж, который позже модифицировали в покрышку.

31 октября 1888 года Данлоп запатентовал изобретение. Ему предоставлялся приоритет на использование надувной шины для велосипедов и легковых автомобилей.

Преимущества «пневматического обруча» над голым колесом показали дальнейшие опыты. Так, престижную гонку на велосипедах летом следующего года выиграл средний спортсмен, но чей байк, в отличие от остальных, был оснащен шинами. Оказавшиеся среди проигравших сыновья президента Ассоциации ирландских велосипедистов предложили Данлопу совместно основать компанию по производству шин и выкупили права на патент. В это же время Чайлд Кингсти Уэлтч из-за непрочности, а также сложности парусинового бандажа и частых проколов колеса предложил разделить шину на камеру и покрышку. Камера оставалась резиновым обручем, а покрышка образовывалась благодаря двум стальным кольцам и резиновой перемычке между ними.

До этого приходилось возить с собой большой комплект запаски – валяющиеся на дорогах гвозди от лошадиных подков регулярно превращали жизнь велосипедистов и пилотов «самобеглых колясок» в каторгу. Массовое использование шин непосредственно для машин началось спустя полтора-два десятилетия после изобретения Данлопа – когда система и средства их изготовления претерпели необходимые усовершенствования.

Данлопу не удалось обогатиться на своем детище.

В 1890 году неожиданно выяснилось, что задолго до него, еще в 1846-м шотландский инженер-железнодорожник Роберт Уильямс Томпсон получил патент в США и Франции на шину из прорезиненной ткани.

Изобретение было довольно примитивно: камера изготовлялась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора, а наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся эта конструкция крепилась на обод болтами, в ней был предусмотрен клапан, через который шину накачивали, — прообраз современного ниппеля.

«Воздушные колеса» сглаживали неровности дорог, но были очень дорогими – промышленное производство резины еще только начиналось.

Разработку Томпсона ввиду ее несовершенности и хрупкости едва ли можно было применять на практике. К тому же она значительно опередила свое время. В общем, о надувных колесах забыли, а популярность приобрело другое изобретение Томпсона — цельнолитые шины из вулканизированной резины.

Тем не менее, в целях соблюдения исторической справедливости патент Данлопа был аннулировал в пользу коллеги-конкурента, о работе которого ветеринар узнал уже после своего собственного изобретения (то есть, шотландца нельзя называть плагиатором или кем-то в этом роде).

И все же имя Данлопа прочно ассоциируется с появлением и повсеместным применением надувной шины.

Сегодня оно увековечено в названии всемирно известного бренда, который во второй половине XX века являлся официальным поставщиком для «Формулы-1», а сегодня активно сотрудничает с мотоспортом, слившись с другой компанией.

Что же до Джона Бойда Данлопа, то в 1895 году он продал свою долю в бизнесе и больше никогда не занимался шинами, сосредоточившись на ветеринарной практике и магазине тканей. Коммерческий успех пришел к производству шин еще при его жизни (Данлоп умер в 1921 в 81-летнем возрасте), однако сам он не получил от этого ничего, кроме славы.

Пожалуйста, поделитесь новостью с друзьями:

или оцените эту статью:
Комментарии к новости
Добавьте свой комментарий:



Как живет арестованный финдиректор Huawei в ожидании суда
Hi-Tech / 19.01.2019
Ванкуверская узница В начале декабря 2018 года в канадском аэропорту по запросу США была арестована финансовый директор Huawei и дочь основателя компании Мэн Ванчжоу. Причиной задержания 46-летней бизнесвумен стало нарушение компанией антииранских санкций, введенных президентом Соединенных Штатов. Арест Мэн..
Из архива в Великобритании изъяли документы о ядерных испытаниях
Hi-Tech / 11.01.2019
Документы, связанные с программой секретных испытаний британского ядерного оружия в австралийской глубинке, были изъяты из Национального архива без объяснения причин, сообщает CNN. Недоумение по поводу случившегося выразили исследователи и историки, работающие с материалами для получения информации о..
Чем обернется технологический прогресс для человечества
Hi-Tech / 06.01.2019
Что-то пошло не так До недавнего времени технический прогресс человечества прочно ассоциировался с социальным. Новые изобретения и новые технологии шли нога в ногу с ростом благосостояния, сокращением разрыва между богатыми и бедными, подъемом среднего класса, всеобщим средним и бесплатным высшим..
Тренды и прогнозы в сфере искусственного интеллекта на 2019 год
Hi-Tech / 02.01.2019
Больше требований, больше ответственности Если 2018 год был годом пробуждения, то 2019 год станет годом действий, считает Кэти Бакстер, архитектор этического ИИ компании Salesforce. Речь идет о том, что многие пользователи уже озабочены тем, как используется их личная информация в социальных сетях, например,..
8 главных событий 2018 года в мире IT, хай-тека и телекоммуникаций
Hi-Tech / 30.12.2018
Событие года: блокировка Telegram Depositphotos Одним из важнейших и самых резонансных событий общероссийского масштаба стала блокировка мессенджера Павла Дурова Telegram. Руководство приложения отказалось предоставлять ФСБ ключи для дешифровки сообщений отдельных пользователей ввиду отсутствия технической..
Как в России внедряют новые составы для каталитического крекинга
Hi-Tech / 28.12.2018
Некоторые современные дети думают, что хлеб растет на деревьях. Одежда, лекарства, сковородки, машины, бензин – мы так привыкли к повседневным вещам, что не задумываемся, какие процессы стоят за их производством. Но замечаем: ткани становятся легче, лекарства – эффективнее, сковородки – долговечнее, бензин –..
О том, как российские роботы помогают бизнесу по всему миру
Hi-Tech / 27.12.2018
Промышленные роботы — не редкость на производстве, в мире их уже более 1,5 млн. Однако ожидается, что в ближайшие 15 лет более активно будет развиваться робототехника в области оказания разного рода полезных услуг, иными словами, сервисные роботы. Они расскажут вам о товаре или услуге, заполнят за вас..
Какие средства используются для борьбы с беспилотниками
Hi-Tech / 24.12.2018
Специально обученные птицы Впервые этот метод был предложен и внедрен голландской полицией. Это решение интересно тем, что для борьбы с высокотехнологичными летунами используются абсолютно нетехнологичные живые хищные птицы. Полицейские натренировали орлов, чтобы они бросались на «враждебных» дронов и..
Илон Маск открыл первый скоростной туннель под Лос-Анджелесом
Hi-Tech / 19.12.2018
Американский миллиардер и предприниматель Илон Маск открыл первый скоростной подземный туннель под городом Хортон в округе Лос-Анджелес. Протяженность туннеля составила почти 2 км, он расположен на глубине 6-12 м и ведет от одного из шоссе города к аэропорту. Презентация транслировалась на сайте компании..
Илон Маск открыл скоростной подземный туннель под Лос-Анджелесом
Hi-Tech / 19.12.2018
Американский миллиардер и предприниматель Илон Маск открыл первый скоростной подземный туннель под городом Хортон в округе Лос-Анджелес. Протяженность туннеля составила почти 2 км, он расположен на глубине 6-12 м и ведет от одного из шоссе города к аэропорту. Презентация транслировалась на сайте компании..