BTC 362012,1155
Наука / Источник: ТАСС / 15.04.2019

Тайны и загадки астрофизиков. Крымские ученые в поисках внеземной жизни

Наука, последние свежие новости сегодня: Тайны и загадки астрофизиков. Крымские ученые в поисках внеземной жизни — читайте подробности от 15.04.2019 на «Diva News». Все события, интервью и репортажи этого дня (за последний час) и текущей недели с фото и комментариями.

Тайны и загадки астрофизиков. Крымские ученые в поисках внеземной жизни

600 метров над уровнем моря, средняя гряда крымских гор, зеленый ковер леса, среди которого, словно белые шляпки шампиньонов, выглядывают купола башенных телескопов. Это Крымская астрофизическая обсерватория, расположенная в Бахчисарайском районе.

Здесь более 70 лет трудятся, открывая новые планеты и астероиды, в поисках внеземной жизни ученые-астрофизики. О том, почему современные звездочеты не носят колпаков и белых халатов, как с помощью телескопа открыть более тысячи астероидов и зачем лазером нужно было "обстреливать" Луну, — в репортаже корреспондента ТАСС.

100 ступеней к звездам

Ровно 100. Именно столько надо пройти, чтобы увидеть звезды. Лестница закручена в спираль, из-за чего кажется, что находишься в старинном замке.

Спираль ведет к площадке в башне, где установлен один из самых крупных в России телескопов, носящий имя академика Г.А. Шайна, первого директора Крымской астрофизической обсерватории в конце 1940-х — начале 1950-х годов.

Описание Зеркальный телескоп им. Г.А. Шайна © Руслан Шамуков/ТАСС

Башня возвышается над землей на 15-метровую высоту — примерно с пятиэтажный дом. Мы с ведущим инженером телескопа Евгением Нехаем, поднявшись по лестнице, стоим на узенькой технической смотровой площадке купола телескопа. Он поднимается довольно бодро, говорит, что ходит так несколько раз в день.

Внизу под нами — зеленая гладь леса и башни более десятка телескопов обсерватории.

"Телескоп строился несколько лет. В 1954 году поступил заказ на его возведение, а уже в 1960 году были получены первые снимки", — рассказывает Нехай.

Башня телескопа высится над землей чуть более чем на две трети, а его фундамент уходит вглубь земли еще на 10 метров. Кроме того, под телескопом вбита 20-метровая массивная железобетонная свая, которая при вращении 240-тонного купола обеспечивает устойчивость от любых вибраций и гарантирует четкость и точность изображения при наблюдении за небесными телами.

Вес телескопа, установленного в куполе башни, — 105 тонн, подвижной части — 62 тонны, она помещена на тонкую, в 100 микрон, масляную подушку, для плавности и балансировки поворота. А вращает эту махину электродвигатель мощностью всего 50 Вт, что почти в 40 раз меньше мощности бытового фена.

Больше века наблюдений

Крымская обсерватория, хотя и была создана в 1945 году, ведет свою историю с начала века — от Симеизского отделения, открытого на Южном берегу Крыма как филиал Пулковской обсерватории в 1908 году. Неслучайно один из астероидов, открытый в Симеизе в 1913 году, носит имя Пулкова: это имя дано в честь головной обсерватории.

Ученый секретарь Крымской обсерватории Александр Бакланов рассказал, что в годы войны, во время оккупации полуострова, нацисты вывезли оборудование и телескоп из Симеиза в Германию, где их в конце войны обнаружили советские воины, но уже поврежденными. К сожалению, ни телескоп, ни остальное научное оборудование восстановить не удалось.

Описание Башни телескопов Крымской астрофизической обсерватории РАН © Сергей Мальгавко/ТАСС

СССР по репарациям после войны достались два немецких телескопа производства Carl Zeiss, причем один из них, 1916 года, является одним из старейших в Европе, на втором, 1944 года выпуска, были сделаны наиболее известные открытия ученых.

Сейчас в обсерватории 15 телескопов, они расположены как в Бахчисарайском районе, так и в южнобережных поселках Симеиз и Кацивели, где находится мощный 22-метровый радиотелескоп.

"С их помощью мы наблюдаем практически все объекты, которые есть в космосе. От очень близких, околоземного космического пространства, до далеких квазаров: комет, астероидов, звезд и галактик, — говорит Бакланов. — Для понимания, это от порядка нескольких сотен километров до десятков миллиардов световых лет".

Пушкин с Чкаловым в космосе

Ученые полагают, что именно исследования в Крыму позволили развиваться астрофизике. К примеру, с помощью одного из немецких телескопов, который был первым установлен в обсерватории под Бахчисараем, астрофизики супруги Черных открыли 1280 астероидов и комет. Многие из них получили имена известных личностей и местностей: Пушкин, Гоголь, Суворов, Чкалов, Королев, Гагарин, Бахчисарай, Крымия, Украина.

С помощью второго телескопа, рассказывает научный сотрудник обсерватории Алексей Сосновский, также полученного по репарациям из Бабельсбергской обсерватории, была построена вся классификация звезд, рассказывающая об их эволюции. Принято считать, что именно с него начиналась современная отечественная астрофизика.

Примечателен и телескоп Шайна. На его оси был установлен лазер, который "обстреливал" поверхность Луны в первой половине 1970-х годов, когда там находился советский луноход со светоотражателем. По скорости прохождения пучка света туда и обратно, рассказывает Бакланов, впервые определили расстояние до Луны с точностью до 25 см.

Описание Алексей Сосновский и Алексей Бакланов © Сергей Мальгавко/ТАСС

В 1957 году, когда СССР запустил первый искусственный спутник Земли, подготовка запуска и частичный контроль лежали в том числе и на ученых Крымской астрофизической обсерватории, так же, как и контроль за полетом Юрия Гагарина.

Орбитальный солнечный телескоп ОСТ-1, разработанный в обсерватории, смонтировали в 1974 году на советской орбитальной станции "Салют-4". В КрАО был создан и специальный макет телескопа, на котором приезжали тренироваться космонавты Георгий Гречко и Алексей Губарев, Виталий Севастьянов и Петр Климук.

С помощью ОСТ-1, рассказывает ученый секретарь, было получено более 600 ультрафиолетовых спектров активных образований на Солнце и свыше 2 тыс. его изображений.

Прилетит ли НЛО?

Астрономический зеркальный телескоп АЗТ-11 наиболее примечателен среди своих технических собратьев в обсерватории. С его помощью, как рассказал Сосновский, изучаются двойные звезды и экзопланеты — небесные тела, где теоретически может существовать жизнь.

"Все очень просто, — рассказывает Алексей. — Для этого необходимо лишь найти планеты у звезд, похожих на Солнце, которое не очень яркое, где не так много радиации, возможно наличие воды и кислорода".

Однако произойдет это не через год и даже не через столетие, если вообще произойдет.

Есть и еще одна не слишком приятная новость для любителей внеземных цивилизаций: звезда, на орбите которой может находиться планета, сходная с нашей, от Земли очень далека. Послание, отправленное к такой планете, будет идти около 800 световых лет, а ответ, если там есть разумная жизнь, еще столько же. Также существует теория, согласно которой существование одновременно двух цивилизаций, земной и внеземной, маловероятно.

Описание Телескоп АЗТ-11 © Сергей Мальгавко/ТАСС

Сосновский, который иногда проводит летние экскурсии для многочисленных туристов, говорит, что все спрашивают примерно одно и то же.

"Существуют или нет НЛО, видели ли мы их — самые популярные вопросы, — улыбается ученый. — Отвечаем, что не можем этого разглашать, так как информация засекречена".

Без колпаков и халатов

Еще один из вопросов, которым активно интересуются посетители, — почему астрономы работают не в колпаках и белых халатах.

"Это такой образ, стереотип, если хотите, — подключается к нашей беседе Бакланов, — его можно увидеть разве что на старинных гравюрах или, скажем, в кино. На самом деле этот образ далек от реальности".

В каждой башне существуют специальные помещения для ученых. Никто из них в окуляры уже давно не смотрит. Для этого существует высокоточная цифровая аппаратура. К примеру, ПЗС-матрицы, как на современных фотоаппаратах, но с более высоким разрешением, фиксирующие и концентрирующие свет, который затем раскладывается на цвета спектра с анализом по физическим и химическим свойствам небесного объекта.

Описание БСТ-1 (большой солнечный телескоп) © Сергей Мальгавко/ТАСС

Кабинет, как правило, находится в башне, на одной площадке с телескопом. Он оборудован компьютерами, телевизионными экранами, датчиками, на которые выводятся данные об исследованиях. Наблюдатель, а именно так называется должность научного сотрудника, проводящего исследования, управляет самим телескопом, получает данные о положении наблюдаемого объекта, направлении телескопа, состоянии матрицы. Данные об этом каждые 10−20 минут заносятся в вахтенный звездный журнал.

"У астрофизиков есть такое выражение: когда пасмурная погода, мы говорим "неба нет", — говорит Сосновский. — Это означает, что исследований не будет. В ближайшие дни погода обещает наладиться. Так что небо будет, будут продолжены и исследования".

Об обсерватории

Основная часть обсерватории расположена на высоте 600 метров над уровнем моря. Располагает 17 оптическими телескопами, в том числе и вторым по величине оптическим телескопом в России — это телескоп имени академика Шайна, 2,6 метра, первый в Европе и до настоящего времени единственный работающий гамма-телескоп второго поколения, оснащенный фотополяриметром.

Описание Башня зеркального телескопа Шайна © Сергей Мальгавко/ТАСС

Лаборатория физики Солнца изучает солнечную активность, вспышки, магнитное поле и их влияние на космические объекты, в том числе на Землю.

Сергей Павлив

Пахнешь кошкой, рыбой или капустой? Это диагноз!
Наука / 25.04.2019