Наука / Источник: Комсомольская правда / 07.12.2018

Наука, последние свежие новости сегодня: Ученый объявил о рождении первых в истории человечества ГМО-детей, а сам бесследно исчез — читайте подробности от 07.12.2018 на «Diva News». Все события, интервью и репортажи этого дня (за последний час) и текущей недели с фото и комментариями.

Госпиталь в Шенчьжене, на базе которого со слов Хэ Цзянкуя было получено одобрение на проведение исследования, отрицает какую-либо взаимосвязь с ученым. Южный Научно-технологический Университет в Шенчьжене, в котором, как сообщается, Хе Цзянкуй отсутствовал с февраля этого года, также не был проинформирован о проведении исследований.

Сам Хэ Цзянкуй, видимо, тоже понимал, что никто ему не позволит довести эксперимент до конца, и официально сообщил о проводимых им экспериментах гораздо позже после их начала. А должен был - строго до начала.

После своего яркого выступления ученый… исчез. Его не могут найти журналисты. С 28 ноября после выступления на Втором Международном Саммите по редактированию генома в Гонконге он не появляется на публике. Нет его и в университете. Надеемся, что Хэ Цзянкуя не расстреляли (шутка. В Китае за подобное не расстреливают). Местные СМИ предполагают, что ученый сидит под домашним арестом и ждет окончания расследования.

КСТАТИ

В Китае ДНК редактируют активно, но результатов пока мало

В отличие от других стран, Китай лидирует в использовании технологий редактирования генов методом CRISPR. Например, в 2016 году китайские ученые впервые ввели генетически модифицированные клетки пациентам с фатальным раком легких, у которых химиотерапия и радиотерапия не привели к успеху. С этой целью в иммунные клетки (T-лимфоциты), полученные из крови пациента вводят комплекс CRISPR-Cas9. Комплекс удаляет из ДНК клеток ген, кодирующий белок PD-1. Этот белок маскирует раковые клетки под здоровые. После нейтрализации PD-1 организм начинает распознавать опухолевые клетки как чужеродные и уничтожать их. После удаления гена PD-1 модифицированные Т-лимфоциты вводят обратно в организм пациента, где они начинают работать. С использованием данного механизма в настоящее время в Китае проводят клинические исследования с участием пациентов с различными видами рака, например раком пищевода, множественной миеломой, саркомой, меланомой. Результаты исследований пока неизвестны.

Кроме раковых заболеваний систему CRISPR тестируют для лечения генетических заболеваний, таких как муковисцидоз, мышечная дистрофия, хорея Геттингтона, наследственные виды слепоты и др. В этом случае система редактирует мутации генов, которые приводят к развитию этих заболеваний.

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Появление «сверхлюдей» с улучшенным генетическим материалом может вызвать серьезные политические проблемы с «неулучшенными» людьми. Предположительно, они либо вымрут, либо не будут ничего решать. Вместо них появится раса существ, самостоятельно проектирующих и улучшающих себя».

Стивен Хокинг, ученый, популяризатор науки.

7 самых впечатляющих экспериментов с генами

Технология редактирования генов CRISPR сегодня используется во многих целях. Система позволяет с точностью разрезать или изменять ДНК любой клетки. И она более проста, в сравнении с более старой методикой генной инженерии. Рассмотрим, где она уже нашла свое применение.

1. Использование в трансплантации органов. Ученые считают, что животные могут быть отличными донорами органов для людей. Но предыдущие попытки пересадки органов от животных человеку были неуспешны. Иммунная система человека отторгает чужеродный орган. Использование CRISPR позволяет редактировать ДНК иммунных клеток человека и защищает органы от отторжения.

2. Производство новых улучшенных фруктов. Вам еще неизвестна земляная вишня - фрукт размером с томат и вкусом ананаса и манго? Сейчас эта дикая культура произрастает в Америке. Американские ученые считают, что с использованием CRISPR эта культура может занять прочное место в домашнем хозяйстве.

3. Изменение цвета растений. Редактируя гены зародышей растений японские ученые изменили окраску стеблей, листьев и цветов садовых растений с фиолетового на белый.

4. Редактирование генов человеческих эмбрионов. Американские ученые сообщили о редактировании мутаций генов эмбрионов, ответственных за развитие гипертрофической кардиомиопатии. Заболевание встречается с частотой 1:500 человек и может приводить к сердечной недостаточности и внезапной смерти.

5. Лечение мышечной дистрофии у собак. Редактирование с помощью CRISPR позволяет удалить мутацию генов, ответственную за развитие мышечной дистрофии Дюшенна. Это заболевание чаще встречается у мальчиков (с частотой 1:3500) и приводит к дистрофии не только скелетных мышц, но и мышцы сердца. Пациенты обычно доживают только до 30 летнего возраста. В настоящее время метод испытывают на собаках.

6. Лечение рака и болезней крови. Технологию CRISPR активно тестируют для лечения пациентов с различными видами рака, а также болезнями крови, таких как бета-талассемия и серповидно-клеточная анемия. С этой целью редактирование генов производится в иммунных клетках (при раковых заболеваниях) и стволовых клетках костного мозга (при заболеваниях крови). Отредактированные клетки вводятся обратно в организм пациента, где они начинают размножаться и бороться с заболеванием.

6. Борьба с комарами. Малярия - заболевание, передающееся комарами, настоящий бич человечества. Ежегодно малярия уносит жизни около 400 тысяч человек. Редактируя гены самок малярийных комаров, ученые лишают их способности кусать и откладывать яйца.

По следам чёрной смерти: учёные выяснили, откуда в Европу пришла чума
Наука / 07.12.2018
Первая в мире масштабная эпидемия чумы прошла около 5—6 тыс. лет назад. Тогда возбудитель этой смертельно опасной болезни — Yersinia pestis, или чумная палочка, — стремительно распространился по территории неолитической Европы, уничтожив большую часть её жителей.  Однако до сих пор..
Радиотелескопы почти две недели ловили сигналы с Оумуамуа
Наука / 06.12.2018
Оумуамуа вращается, делая один оборот за 7 часов 18 минут. И при этом меняет яркость. Проанализировав характер изменения, ученые поняли, что форма объекта странная - совсем не «астероидная». Оумуамуа сильно вытянут и напоминает сигару, длина которой примерно в 10 раз больше диаметра. Длину «сигары»..
Загадки Денисовой пещеры: Археологи нашли древнюю диадему
Наука / 06.12.2018
До этой находки предполагалась, что сверлить камень на станке, растачивать, шлифовать и полировать люди научились в эпоху мезолита, примерно 10 тыс. лет назад. Получается, что денисовский человек умел это делать на 30 тыс. лет раньше. Если это так, то теорию эволюции нужно пересматривать! Еще одна уникальная..
Космонавты на МКС начали эксперимент по печати живых тканей на 3D-биопринтере
Наука / 06.12.2018
МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Российский космонавт Олег Кононенко, прибывший на Международную космическую станцию (МКС) 3 декабря, приступил к эксперименту по печати живых тканей на 3D-биопринтере, который был доставлен на МКС новым экипажем. Об этом сообщили в четверг в пресс-службе Роскосмоса. "На данный..
Земля копит воду для нового Всемирного потопа
Наука / 05.12.2018
Многие ученые верят, что библейский потоп был на самом деле. Мол, на материках имеются многочисленные следы затопления. А озера с соленой морской водой, разбросанные по суше и удаленные на тысячи километров от береговой линии - это вообще, как полагают, остатки того потопа. Но откуда на Земле взялась вода..
Что вы знаете о космических открытиях?
Наука / 05.12.2018
1 Сегодня мы живем в мире без проводов: беспроводные наушники, беспроводная клавиатура, беспроводная бытовая техника. Эту технологию тоже когда-то придумали для космоса: использовать провода было небезопасно, да и космонавты в них постоянно путались. Какой космический аппарат первым вместо провода получил..
Зонд OSIRIS-REx, который подлетел к астероиду Бенну, прислал видео этого «убийцы цивилизации»
Наука / 04.12.2018
Конечно, возникнет цунами. Но в глобальном масштабе это явление будет не самым опасным. Куда сильнее напакостят поднявшиеся вверх соединения хлора и брома, содержащиеся в морской воде. Они разрушат озоновый слой планеты. Озоновая дыра, возникшая над местом падения астероида, быстро распространится примерно..
70 лет назад в СССР изобрели полупроводниковый компьютер. Почему у нас нет своей IBM?
Наука / 04.12.2018
В 1947 году в СССР еще не глушили западное радио. Недоучившийся студент МЭИ (был выгнан в 1938 году как сын "врага народа") Башир Рамеев любил слушать "Би-Би-Си". Однажды там крутили передачу о вычислительной машине ЭНИАК — первом цифровом компьютере, созданном в США к концу 1945 года. Загоревшись идеей, он..
Ученые разобрались, стоит ли заниматься сексом по утрам
Наука / 03.12.2018
Выяснилось: очень и в меру счастливыми, как правило, считали себя те респонденты, которые сообщали о своей интенсивной половой жизни. К примеру, среди людей, которые занимаются сексом хотя бы два-три раза в месяц, счастливых на треть больше, чем среди тех, кто был обделен интимными ласками предшествующий..
Станция OSIRIS-REx подлетает к опасному астероиду Бенну. Что, если он упадет на Землю?
Наука / 03.12.2018