Наука / Источник: RT / 09.11.2018

Наука, последние свежие новости сегодня: Битва за предка: как генетики помогли индейцам США захоронить мумию из Пещеры Духов — читайте подробности от 09.11.2018 на «Diva News». Все события, интервью и репортажи этого дня (за последний час) и текущей недели с фото и комментариями.

Международная группа учёных под руководством датского биолога-эволюциониста, профессора Копенгагенского университета Эске Виллерслева расшифровали ДНК одной из старейших на планете мумии возрастом 10,6 тыс. лет из североамериканской Пещеры Духов. Оказалось, что «древний человек» является коренным американцем — предком современных индейцев.

В поисках настоящих индейцев

Мумия была обнаружена в небольшой пещере пустынного нагорья в Неваде в 1940 году. Научное и культурное значение находки оставалось неясным на протяжении полувека. Сперва специалисты считали, что возраст мумии — от 1,5 до 2 тыс. лет. В 1990-е усовершенствованные методы датировки позволили «состарить» скелет до 10,6 тыс. лет. С тех пор древние останки хранились в Государственном музее Невады.

«Индейцам просто не оставалось места»: как переселенцы отвоёвывали земли у коренных жителей Северной Америки

Однако происхождение мумии вызывало много вопросов. Некоторые исследователи сомневались, что она принадлежит коренному американцу. Дело в том, что формы черепов «древнего человека» и современных индейцев оказались различны. Исходя из этого, учёные сделали вывод, что останки принадлежат палеоамериканцу, проживавшему на территории континента до прибытия на него индейцев. Такой вывод соответствовал гипотезе, согласно которой появлению современных индейцев предшествовала более древняя волна миграции не родственных им палеоамериканцев.

В новом исследовании генетики опровергли эту гипотезу. Расшифровав ДНК древней мумии, учёные выяснили, что она принадлежит индейцу.

«Результаты нашего исследования доказывают, что мумия из Пещеры Духов генетически ближе к современным коренным американцам, чем к любому другому древнему или современному народу. Изучая форму черепа, нельзя понять истинное генетическое происхождение популяции», — сообщил Эске Виллерслев.

Генетические исследования часто проливают свет на различные археологические загадки. Так произошло с останками кенневикского человека возрастом 9,3 тыс. лет, которые были обнаружены в штате Вашингтон в 1996 году.

Антропологи усомнились в индейском происхождении находки и заявили о сходстве костей кенневикского человека с европейскими. Чуть позднее исследователи выдвинули новую гипотезу — древний скелет может принадлежать родственнику народа айну, немногочисленные потомки которого проживают на территории современной Японии, или полинезийцу.

Лишь в 2015 году генетикам удалось секвенировать геном древнего человека. Результаты указали на его родство с индейским племенем колвилл.

«Эмоциональное событие»

После того, как в 1990-е годы удалось установить возраст мумии из Пещеры Духов, племя Пайют-Шошона — группа коренных американцев, проживающих в резервации на территории штата Невада, — попросило о немедленном изъятии древних останков из экспозиции Государственного музея Невады и их захоронении в соответствии с актом «О защите индейских захоронений и репатриации» от 16 ноября 1990 года.

«Их не считали полноценными людьми»: почему власти США не позволили индейцам создать собственный штат

По словам экспертов, этот закон был призван положить конец разногласиям между индейцами, государством и учёными.

«Акт запретил коммерческое использование индейских человеческих останков и предметов культуры и обязал все американские музеи (в том числе и при университетах) вернуть найденные ранее в захоронениях останки, предметы культового поклонения и предметы, являющиеся культурным наследием, соответствующим индейским племенам», — сообщает в своей научной статье «К вопросу о репатриации индейских культурных ценностей и человеческих останков в США» кандидат культурологии Оксана Данчевская.

Однако, поскольку для научного сообщества происхождение мумии оставалось предметом споров, просьба индейцев была отклонена. На протяжении почти 20 лет представители Пайют-Шошон безуспешно подавали в суды иски на федеральное правительство, не желавшее возвращать мумию племени. Наконец, Эске Виллерслев смог предложить индейцам свою помощь, убедив их, что генетическое исследование не повредит священные, по мнению индейцев, «кости предков».

«Я сообщил племени, что проведу работу только с их разрешения. Было решено, что если останки человека из Пещеры Духов принадлежат коренному американцу, то они будут переданы индейцам для захоронения», — заявил Виллерслев.

Генетикам под руководством Виллерслева удалось расшифровать геном мумии и доказать, что «древний человек» является предком современных коренных американцев.

Недавно была проведена церемония захоронения мумии, на которой присутствовал Виллерслев.

«Я понял, насколько это эмоциональное и культурно значимое событие. Для племени захоронение человека из Пещеры Духов действительно было очень важным», — поделился впечатлениями генетик.

По словам индейцев, опыт их сотрудничества с членами научного сообщества был далеко не всегда приятный. Однако Виллерслев оказался по-настоящему небезразличен к проблемам коренных американцев.

«Виллерслев нашёл время, чтобы познакомиться с племенем, хорошо проинформировал нас о процессе исследования и был готов ответить на наши вопросы. Его работа подтверждает информацию, которая раньше была нам известна из нашей устной традиции, — человек из Пещеры Духов действительно является нашим предком», — заявили индейцы племени Пайют-Шошона.

«Уникальный опыт не исчезает бесследно»: как проект «Буран» повлиял на развитие российских технологий